Профилактика правонарушений

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.



Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике. Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения правонарушений является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Какова роль деятельности социального педагога с трудновоспитуемыми школьниками в профилактике противоправного поведения?
Опыт работы показывает, что профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических ценностей.

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;
Анализ наблюдений за данной категорией обучающихся показал, что причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны.
1. Педагогическая неграмотность родителей:
2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом — их безответственным отношением к воспитанию детей.
3. Отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство и др.
4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).
Непосредственным объектом социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность подростка
К ним, прежде всего, следует отнести:
— детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;
— трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;
— безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой.
Результаты работы с данной категорией обучающихся дают основание утверждать, что правонарушения среди обучающихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании, плохой организации досуга, а также в недостаточной деятельности общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Весьма четко прослеживается значимость таких признаков, как низкий культурный и образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей.
Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей подростков. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и педагогов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов.
«Вредное влияние микросреды,— пишет болгарский психолог В. Момов, — часто оказывается сильнее по сравнению с более далеким и опосредованным влиянием макросреды». Именно это — одно из слабейших мест социализации подростка на современном этапе развития общества.
Поскольку среди учеников, совершивших преступления или правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, школе и общественным организациям следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.
С ними необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни класса и школы, укреплять связь с семьей и общественными организациями по месту проживания учащихся.
Наиболее пагубное влияние на подростков оказывает конфликтная атмосфера семей. Своим отношением и поведением они прививают детям грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества.
Определенная часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, но родители, проявляют неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей.
В порядке ранней профилактики правонарушений, следует активизировать деятельность родительских лекториев, родительских комитетов при школах, усилить социальный контроль общественных организаций и трудовых коллективов за воспитанием детей в семье. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей, шире применять меры общественного и правового воздействия, вплоть до лишения их родительских прав.
За период 2009 года по 2012 учебный год – родительских прав были лишены – 3 семьи. (Чурик, Сыйдины, Петуховы). Дети, были оформлены – в государственные учреждения (детские дома) и взяты под опеку родственников.
Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди обучающихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию.
Поведение подростков во многом зависит от сложности обстановки, от умения разобраться в возникшей ситуации и найти наиболее правильное решение.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля.
Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным и охватывает период от 11 до 15 лет.
Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.
Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым — стержневая особенность личности подростка. В этот период, особое значение придается межличностному общению. Если у подростка не складываются отношения с классом; то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

Особенности личности трудновоспитуемого подростка
Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения (песни под гитару, чтение книг про шпионов, развлекательные или детективные фильмы без психологических коллизий и т. п.). Они имеют большие пробелы в знаниях. Особенно плохо усваиваются ими математика и языки. Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.
Однако, если отношения с учителями по отдельным учебным предметам у подростка складываются благоприятно, он может под их руководством достигать определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.
Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения хулиганских поступков.
Отклонения в нравственно-психическом развитии таких подростков происходит вследствие ограниченности социального опыта, неразвитости и деформации личности. Для установления контактов с такими детьми важна правильная позиция взрослых. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений
Главное место отводится здесь индивидуальной целенаправленной работе социального педагога с проблемными подростками.
Индивидуальную работу с трудными детьми условно можно разделить на три этапа:
• изучение личности подростка и составление социально-психологической характеристики;
• разработка индивидуального плана воспитательного воздействия на него с учетом особенностей личности;
• непосредственное осуществление воспитательной работы, корректировка средств и методов воспитательного воздействия.
Для исследования личности необходимо установить:
1. Общие данные о ребенке — возраст, образование, место жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера, особенности развития моральных и волевых качеств.
2. Условия семейного воспитания — состав семьи, образование родителей, место работы и занимаемая должность, связь родителей со школой; материальные, жилищно-бытовые условия семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, меры воздействия.
3. Успеваемость в школе, причина неуспеваемости, отношение к учебной деятельности, поведение в школе.
4. Отношение к трудовой деятельности —
5. Общественная активность — какие общественные поручения имеет, как относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях.
6. Статус в классном коллективе — особенности общения с товарищами по классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе (классе), кто они и
на чем основывается их дружба.
7. Как и с кем проводит свободное время, чем занимается, круг увлечений.
Наблюдения и опыт работы показывает, что большинство проблемных обучающихся не достаточно привлекается к общественной жизни школы, к спортивной работе, в результате чего, интересы их перестают совпадать с интересами класса. Они начинают фиксироваться на интересах группы с антиобщественным уклоном, в которую они попадают.
Авторитет социального педагога, его принципиальность и требовательность, тактичность в отношении к внутреннему миру подростка, понимание, умение учитывать его точку зрения являются необходимым условием в работе с трудными детьми. Важно дать понять ребенку, что судьба его небезразлична, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности.
Принципы работы по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
писал, что «… главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, — это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».
Как известно, ребенок рождается с определенными задатками, посредством которых, постепенно приспосабливается к окружающему миру. Он должен усвоить не только выгодные ему формы поведения, но и те, которые требует от него среда, общество, в котором он живет. Процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни.
Одобрение действий окружающими доставляет в большинстве случаев огромное удовольствие ребенку, так как он с раннего возраста испытывает потребность в общении и очень заинтересован в их добром расположении. Положительные взаимоотношения со взрослыми составляют основу для переживания ребенком состояния эмоционального благополучия.
Поэтому взрослые не должны забывать поощрить ребенка, одобрить то или иное положительное действие его, и выказать уверенность, что в дальнейшем он будет поступать подобным образом.
Что касается проступков детей, то ни один из них не должен ускользнуть от внимания взрослых. Причем, особенно важно высказать неодобрение по поводу проступка ребенка сразу же после его совершения. Всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию.
— Во-первых, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только какую-то конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим людям, так как это плохой поступок — кража.
— Во-вторых, следить, чтобы ни один, даже самый незначительный проступок ребенка (совершенный им часто по неведению) не оставался незамеченным. Очень правильно писал по этому поводу : «Первый случай детского воровства — это не воровство, это «взял без спросу». А потом воровство делается привычкой».
Таким образом, ранняя профилактика правонарушений начинается с первых же дней рождения ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется в семье.
К сожалению, практика показывает, что родители не всегда в состоянии предупредить возникновение отклонений в нравственном развитии ребенка. Их забота о детях, ограничивается тем, что они одевают, обувают и кормят его. К тому же, часто такие родители сами служат ярким образцом отрицательного поведения.
Важнейшей задачей школы, социального педагога, является систематическая и целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди родителей, использование всех форм и методов работы с семьей для того, чтобы помочь родителям в выполнении возложенных на них обязанностей, и наиболее эффективно использовать потенциальные возможности семьи в общественном воспитании детей.
В школе профилактическая работа приобретает и более узкую, конкретную направленность, содержанием которой является повышение уровня воспитанности таких учащихся.
Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в развитии ребенка или его ближайшего социального окружения.
Особое внимание необходимо уделять обучающимся начальных классов, для которых приход в школу является очень сложным и ответственным периодом социальной адаптации.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнать новое, интерес к знаниям у них тесно переплетается с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Они показывают исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу.
Эффективность и качество профилактической работы учителя, социального педагога определяется не количеством посещений семей, вызовов родителей в школу или нотаций ребенку, а умением правильно оценить конкретную воспитательную ситуацию и придать ей педагогическую целесообразность. Поскольку правильные отношения учителя, социального педагога с семьями учеников являются непременным условием успешной работы по ранней профилактике правонарушений, организация таких отношений должна стать объектом осознанной и целенаправленной деятельности.
В современных условиях работы школы особую актуальность приобретает принцип организации воспитательного влияния на семью через ребенка, когда родители на примере сына или дочери убеждаются в правильности и жизненной важности предъявляемых школой требований.
сказал: «Нужно детей в школе воспитывать так, чтобы они вносили в семью дополнительную здоровую струю, чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».
Практическая деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
На протяжении 2009 – 2012 гг. количество неблагополучных семей менялось от 5 до 7. Это семьи, по несколько лет состоящие на учете в школе, у главы и специалистов Красносельского сельского поселения, у инспектора по делам несовершеннолетних. Причины – антиобщественный образ жизни, употребление алкоголя, длительная безработица, неисполнение родительских обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям. Работа ведется планомерная, системная, целенаправленная. Благодаря постоянному вниманию и контролю на протяжении всех учебных лет ни один несовершеннолетний подросток из данных семей не был исключен из школы, не замечен в бродяжничестве. Все обучающиеся подростки получили основное общее образование.
Обучающихся, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних в этот период (2009 – 2012 г. г.) составляет 3 человека. Двое обучающихся, в течение учебного года поступили в школу из других учебных заведений. Это подростки, совершившие противоправные действия. В основном это мелкие кражи, появление в общественном месте с алкогольным напитком (пиво), распитие алкогольных напитков (пиво) в общественных местах. Вся деятельность социального педагога направлена на то, чтобы оградить данного подростка от совершения необдуманных поступков, противоправных действий. Это встречи и индивидуальные беседы на такие темы: «Закон и порядок»; «Ответственность перед законом»; «Поступок и проступок»; «Коллектив и компания».
Изучение индивидуальных особенностей детей и подростков способствует выбору наиболее оптимальных методов воздействия.
Наиболее приемлемые методы – это встречи и индивидуальные беседы с подростками, проживающими в неблагополучных семьях. Тема беседы не должна быть нравоучительной, укоряющей, наставляющей. Можно построить ее в виде диалога, спора, размышления. Тогда у подростка не будет отрицательного отношения к встречам с социальным педагогом или классным руководителем. В моей работе с проблемными детьми и подростками были такие беседы: «Что для тебя Семья»; «Умей сказать «нет!»; «Это – Я»; «Жизнь во имя…».
Изучив психолого-педагогическую литературу и проанализировав теоретические подходы различных педагогов и психологов, я определила, что подростки «группы риска» — это социально-педагогическая проблема современной школы.
Под понятием «подростки группы риска» подразумеваю следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации
Свою работу я начинаю с изучения семьи – это позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране. Изучив отношения родных людей внутри семьи, я могу представить положение в ней ребенка.
На начало каждого учебного года классные руководители заполняют карты социального благополучия ребенка. Данная карта позволяет своевременно выявить подростков «группы риска» для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними. На основе собранной информации и, обработав все показатели по классам, составляется социально-демографический паспорт школы.
Проанализировав данные социально-демографических паспортов за период 2009 – 2012 учебных годов можно сделать следующий вывод, что:
Количество обучающихся в школе колеблется от 124 – 129 человек.
Изучив социальное положение семей видно, что 45% обучающихся воспитываются в полных семьях, 30% воспитываются в неполных семьях, 17% обучающихся проживают в многодетных семьях, 5% это опекаемые дети, 3% от общего количества обучающихся составляют подростки из неблагополучных семей и группы «риска».
Путем наблюдений, бесед, анкетирования выявила педагогический тип воспитания в семьях (количество родителей – 12 человек);
Анализируя результаты анкетирования, получила следующее:
— 5 родителей используют адекватную практику родительского отношения, проявляют готовность прийти на помощь своему ребенку, если это потребуется;
— 7 родителей пользуются различными типами воспитания. Из них: «кумир семьи» предпочитают в 2 семьях; гиперопека – 3; «ежовые рукавицы» — 2; повышенная моральная ответственность – 1; «культ болезни» — 1.
В шести семьях второй группы (35%) потакают всем желаниям ребенка, чрезмерно покровительствуют и обожают. Матери такого типа освобождают своих детей от каких-либо обязанностей.
Родители не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.
В пяти семьях второй группы (40%) прослеживается непоследовательность в воспитании. Родители ведут себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускают много ошибок в воспитании, плохо понимают своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, противоречивы.
В четырех семьях (15%) обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
В трех семьях (10%) родители не проявляют большого интереса к ребенку. В отношениях с ребенком почти нет теплоты, внимания.
Карту социального благополучия дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы. Мне важно знать, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, здоровье ребенка, его проблемы.
Анализ анкетирования родителей «Ценность детей в глазах родителей» показал:
1 дети главная ценность – 46%
2 дети, скорее всего элемент социального статуса “как у всех, так положено” — 22%
3 дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством – 13%
4 дети – проблема, они доставляют много забот, беспокойства – 19%
При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”, выяснилось, что 66% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Только 34% родителей создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.
При работе с детьми начальной школы по социализации поставила такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся овладеть навыками социализации.
С ними обсуждается режим дня, их свободное время. Методом убеждения можно достичь успеха, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах были проведены классные часы: “Я – ученик”, “Давайте познакомимся”, “Права обязанности школьников”, “Как вести себя в школе”, “Наш класс на перемене”.
Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом был проведен классный час “Мы дружные ребята”; коллективное обсуждение мультфильма “Приключение кота Леопольда”.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить проблемного подростка вести здоровый образ жизни, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения, опираясь на личный пример окружающих его людей.
Количество обучающихся, воспитывающихся в неблагополучных семьях и состоящих на учете в ОДН на сегодняшний день составляет 4 человека. Результаты исследования социального благополучия подростков показывают, что 3,3% подростков относятся к группе повышенного риска.
С помощью теста школьной тревожности были выявлены факторы, которые негативно влияют на подростков «группы риска». Негативные факторы, которым подвержены в большей степени подростки «группы риска» являются причиной неуспеваемости и ухудшения здоровья.
Подростки «группы риска» в большей степени подвержены таким негативным факторам, как «страх самовыражения», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу».
Для исследования школьной тревожности были приглашены 4 подростка «группы риска», имеющие слабую успеваемость. Результаты исследования школьной тревожности у подростков «группы риска» показывают, что у 2 подростков «группы риска»- незначительная тревожность в школе, а у остальных — низкий уровень школьной тревожности. Это говорит о том, что подростков не очень волнует успеваемость и успешность их в школьном коллективе. Они утратили интерес к учебной деятельности,
Индивидуальные беседы по результатам исследования школьной тревожности у подростков «группы риска» проходили в строго конфиденциальной обстановке.
Постоянно проводится профилактическая, разъяснительная работа с подростками из неблагополучных семей и «группы риска» о пропаганде здорового образа жизни.
Согласно медицинскому определению групп здоровья из 65 обучающихся 5-8 классов в I группу здоровья входят 9 подростков, во 2 группу – 52 подростка и в 3 группу — 4 подростка. Эти ребята имеют хронические заболевания и требуют постоянного контроля со стороны родителей и врачей в учебной и внеучебной деятельности.
В результате проведенной работы с обучающимися из неблагополучных семей и группы «риска» была оказана следующая помощь:
1 Обеспечение всех обучающихся из неполных, многодетных и малоимущих семей 2-х разовым горячим питанием.
2 Организация каникулярного отдыха обучающихся из неблагополучных семей и подростков «группы риска».
3 Организация подвоза обучающихся в школу и обратно школьным автобусом.
4 Обеспечение обучающихся из неблагополучных семей и подростков «группы риска» школьными принадлежностями по акции «Помоги собраться в школу».
5 Организация занятости подростков во внеурочное время.
6 Помощь в трудоустройстве подростков в каникулярное время и после получения основного общего образования.
Вывод
Анализируя условия и обстоятельства возникновения проблем подростков, я исходила из того принципиального положения, что в основе различного рода отклонений в поведении ребят лежат, прежде всего, неблагоприятные социально-педагогические условия воспитания.
Формирование личности, чаще всего, зависит от общей атмосферы семьи, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом контроле за их поведением, при правильном выборе мер воздействия на каждого ребенка. Нарушение этих условий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.
Анализ материалов наблюдений показал, что причинами отклонений в поведении школьников являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи. Это приводит к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.
Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми в нашей педагогической работе, являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.
Опыт работы показывает, что преодоление отклонений в поведении школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках. И начинать эту работу необходимо в первые годы их обучения в школе. В связи с этим необходима специальная коррекционная и профилактическая работа педагогов, специалистов, ведомств и комитетов с данной категорией детей.